Статьи
Урбанист Андрей Елбаев: «В Туле очень мало городской среды» — МедиаЦФО

Урбанист Андрей Елбаев: «В Туле очень мало городской среды»

 407   9:00, 9 августа 2019
Архитектор-урбанист Андрей Елбаев прочитал на «Октаве» лекцию «Тула глазами урбаниста»

Андрей Елбаев в 2012 году окончил Вестминстерский университет Великобритании по специальности «Архитектура и цифровые медиа», имеет степень бакалавра Новосибирского госуниверситета. В настоящее время работает в консалтинговом бюро «Стрелка» - в том самом, что занимается созданием комфортной среды в российских городах.

Андрей приехал в Тулу заранее на поезде, пешком гулял по городу, делал фото, которые потом использовал на лекции в презентации для пояснений, что у нас не так. Или, наоборот, так.

Из 2,5 часов презентации современных градостроительных трендов и ответов на вопросы мы выбрали самую соль. Итак,

В Туле очень мало городской среды (правда, и на пригород мы тоже не очень тянем – прим. авт). Чем городская среда отличается от пригорода, окраин? Главное – плотность застройки.

В центре Тулы много пустоты, такие территории по сути – окраина города, пригород. В 500 метрах от кремля – огромная площадь-парковка с торговым центром.

Еще один признак окраины – преимущество автомобиля перед пешеходом, множество автомобильных развязок, эстакад, парковок.

А город – это место концентрации и взаимодействия людей, здесь высокая плотность застройки и высокая концентрация разнообразных событий, которые происходят в шаговой доступности от вас. Улицы и тротуары города – основное общественное пространство, самый жизненно важный орган его, а фасады домов формируют лицо улицы.  Еще одно существенное отличие городской среды от пригорода – дома стоят на красной линии и вход в дом ориентирован на улицу.

Пригород, наоборот, разделяет людей, которые большую часть проводят в своих дворах, а улицы в пригороде – это просто дорога, транзит для перемещения. Кстати, знаете, как просто отличить город от окраины? По количеству киосков на улицах. Они появляются на пустых пространствах и улицах и как бы сигнализируют - слишком много пустого пространства, не хватает предприятий сервиса и обслуживания.

Каждый город хочет иметь свой Арбат, свою пешеходную улицу (Тула тоже не исключение. Первый тульский арбат, он же Каминский стрит умер, так и не став арбатом – прим. авт). Когда чиновники хотят о чем-то отчитаться, они обычно делают такие точечные проекты благоустройства. Московский Арбат функционален – он соединяет две станции метро, это живой людской трафик, вокруг плотная застройка и много событий.

Тульский арбат (ул. Металлистов – прим. авт) сейчас в процессе создания. Там пока ничего нет, но настораживает не это. На известных пешеходных улицах есть людской трафик без привязки к благоустройству этих пространств. А зачем человек пойдет на ул. Металлистов? Откуда и куда он по ней пойдет? Конечно, в день города, когда проводят какие-то эвенты, люди сюда придут. А без этого? В Placemaking (планирование, разработка и управление общественными пространствами в городе – прим. авт) есть правило 10 активностей. Чтобы общественные пространства были интересными, чтобы люди возвращались туда снова, там должны быть зоны, где можно послушать музыку, вкусно поесть, встретить интересных людей и узнать их истории, поделиться своим опытом, пошопить, посидеть на лавочке и поговорить с друзьями, попить кофе в кафе.

Решения для тульской набережной выполнены в голландском дизайне, но уже много объектов, которые не вписываются в стиль.

Набережная сейчас – это такой молодой парк между двумя заборами, кремль ведь тоже по сути забор. И улица Металлистов, и кремль, и набережная имеют очень низкую плотность застройки и мало активностей. Что делать с этой пустотой? Может быть, построить что-то новое. Но тут всегда возникает вопрос – а сопоставима ли ценность для жителей этого нового здания с ценностью исторического наследия?

Разноцветные фасады Тульского оружейного завода, кстати, - яркий пример городской застройки. Вот бы убрать красный забор и открыть фронт этих фасадов! А первые этажи зданий отдать городу! Мосточки-то прям намекают на это…  Возможно, когда-нибудь это произойдет. Это очень логичное решение. А может быть, когда-нибудь производство перенесут из центра. Это было бы идеально. Город будущего – это не индустриальный город, люди будут заняты в сфере услуг, а на производстве будут трудиться роботы.

Люди гораздо охотнее ходят вдоль фасадов зданий, где что-то происходит. Человеку вообще нравится ходить пешком, когда вокруг много интересного. Кстати, торговые центры здорово научились этим манипулировать.

В Туле есть пространства, где уплотняют застройку. Например, квартал между проспектом Ленина и ул. Ф. Энгельса, Первомайской и Жаворонкова.

Среда никак не преобразовывается, несмотря на новые дома, а дворы – проезд, парковка и заборы. А можно было сделать очень комфортный квартал, если вместо высоток поставить 3-4-этажные дома.

Город должен быть плотно застроен, иначе он расползается по периферии, а это генерирует автомобильные пробки. Но уплотнение не должно быть точечным.

И да, урбанист не стал соглашаться с туляками по поводу того, что эти дома красивые и стильные.

Благоустраивать кусочек улицы - значит тратить огромные средства впустую. Надо благоустраивать весь проспект. Потому что пока он выглядит вот так

P. S. Торговый комплекс «Макси» в центре города – это тоже признак окраины.

 

Обсудить
Рекомендуем
Статьи Чиновников Новомосковска заподозрили в воспрепятствовании предпринимательской деятельности  19
Статьи Через год в Туле начнут строить новый мост через Упу  70
Статьи Тулякам советуют проверить кадастровую стоимость своей недвижимости  103
Подпишитесь на ежедневную рассылку
Мы будем присылать вам только самые важные материлы
Статьи Чиновников Новомосковска заподозрили в воспрепятствовании предпринимательской деятельности  19
Чиновников Новомосковска заподозрили в воспрепятствовании предпринимательской деятельности — МедиаЦФО
Статьи Чиновников Новомосковска заподозрили в воспрепятствовании предпринимательской деятельности
Мнение эксперта Екатерина Шульман о процедуре сбора подписей
Чиновников Новомосковска заподозрили в воспрепятствовании предпринимательской деятельности — МедиаЦФО
Статьи Чиновников Новомосковска заподозрили в воспрепятствовании предпринимательской деятельности
Статьи На территории тульского Кремля обнаружили фундамент древнего собора  36
Статьи Через год в Туле начнут строить новый мост через Упу  70
Статьи Тулякам советуют проверить кадастровую стоимость своей недвижимости  103
Статьи Детям ограничат доступ к мобильникам  123
Статьи В Туле размыло основание Рязанского путепровода  156
Статьи ДТП с маршруткой Тула-Липецк: один погиб, 11 человек пострадали  190
Статьи При ремонте плотины через реку Осетр в Тульской области таинственно исчез 1 миллион рублей  258
Статьи В Госдуме предлагают запретить эксплуатацию старых машин  274
Статьи Фонд «Либеральная миссия» проанализировал активность партий в Тульской области  389
Статьи Кто стоит за крупнейшей свалкой в России?  394
Статьи Дмитрий Медведев указал главам регионов на недоработки по нацпроекту Здравоохранение  370
Статьи На каждый депутатский мандат в Тульской области претендует в среднем 5 человек  417
Статьи Урбанист Андрей Елбаев: «В Туле очень мало городской среды»  407
Статьи Войдет ли Тула в программу Дмитрия Медведева по ремонту мостов?  500
Статьи Чекалин - город, который исчезнет за 20 лет  434
Статьи Директор «Тульских шампиньонов» осужден на три года за уклонение от уплаты налогов  502
Статьи В администрации Тулы новый начальник управления экономического развития  508
Статьи 6 новых законов для автомобилистов  526
//